Средства обучения и воспитания – это объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие основные виды:
– материально-техническое оборудование, предназначенное для обеспечения образовательной деятельности;
– технические средства обеспечения образовательного процесса;
– печатные и электронные образовательные ресурсы для обучающихся;
– методические пособия и рекомендации для педагогов школы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
Начальная школа – 10 каб.
Математика – 3
Русский язык – 5
История – 2
Ин.язык – 6
Физика – 1
Химия – 1
Музыка – 1
Биология – 1
ИЗО – 1
ОБЖ – 1
География – 1
Информатика – 2
ИТОГО – 35 кабинетов.
Кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в школе нет.
Для детей- инвалидов и детей с ОВЗ имеются:
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах: химии, информатики, биологии, физики, географии. Лаборатории физики, химии, биологии оснащены современным оборудованием, в частности по проведению практических работ. Имеются слесарная и столярная мастерские, кулинария и швейная мастерская. Специальных средств выполнения практических работ для инвалидов и лиц с ОВЗ школа не имеет.
СВЕДЕНИЯ О БИБЛИОТЕКЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
В школе функционирует 1 библиотека. В ее фонде 20544 экземпляров книг, из них учебная литература — 13400 экз.Учебников в электронном виде 125 экземпляров. Имеется рабочее место для инвалидов и лиц с ОВЗ.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ СПОРТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
В школе имеется два спортивных зала и оборудованная спортивная площадка.
СВЕДЕНИЯ О СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
СВЕДЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
В школе организована большая столовая на 188 мест. Обслуживающий персонал позволяет успешно справляться с огромными нагрузками во время школьных перемен.Питание всех учащихся проводится по расписанию, которое соответствует учебной нагрузке каждого класса. Таким образом решается проблема нагрузок на столовую в обеденные часы. Меню, предлагаемое в школьной столовой, отличается разнообразием блюд и содержит весь необходимый по калорийности и содержанию витаминов набор продуктов для детского питания. Помещение столовой адаптировано для питания инвалидов и лиц с ОВЗ.
СВЕДЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья- здание школы оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы
осуществляет школьный фельдшер.
СВЕДЕНИЯ О ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СЕТЯМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
К зданию МАОУ г. Владимира «Гимназия №3» подведена опто-волоконная линия, организована локальная сеть с 76 точками доступа и 12 wi-fi точек. Скорость подключения от 10 Мб/с до 15 Мб/с. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСАХ, К КОТОРЫМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТУП ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья-имеются.
СВЕДЕНИЕ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА В ЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В школе действует система «Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-
инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Вход в школу. Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу установлен пандус, на первом этаже здания оборудована туалетная комната для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Работа на уроках. Для детей с ОВЗ имеются:
БЕСПРОВОДНАЯ СИСТЕМА ВЫЗОВА ПОМОЩНИКА
Предназначены для дистанционного вызова помощника (сотрудника учреждения) при любых затруднениях или вопросах. Система вызова помощника состоит из кнопки вызова и приемника. Кнопка подает сигнал, приемник показывает место, откуда поступил сигнал.
Информационная справка
Материально-техническая база гимназии №3 соответствует техническим, санитарно-гигиеническим и эстетическо-художественным требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям. Эксплуатация зданий осуществляется согласно действующим строительным и санитарным правилам и нормам, правилам пожарной безопасности, правилам устройства и технической эксплуатации электрооборудования. Ежемесячно заведущими хозяйством осматривается состояние зданий школы, незначительные дефекты исправляются в короткие сроки, а требующие значительных финансовых затрат включаются в план текущего ремонта. Для ремонта здания и помещений школы используются сертифицированные материалы.
Учебные классы располагаются вдали от помещений, являющихся источниками шума и запахов, стены учебных помещений покрыты гладкими, допускающими влажную уборку составами, оконные фрамуги функционируют в любое время года. Температура воздуха в учебных кабинетах и лабораториях составляет 18-20°С. В учебных помещениях полы покрыты линолеумом. Во всех помещениях образовательного учреждения ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих средств.
Для соблюдения СанПиНа 2.4.2.2821-10 ежемесячно производится закупка моющих средств, контролируется наличие инвентаря для уборки помещений и территории школы. Все школьные помещения имеют естественное освещение, кроме внутренних служебных помещений малой площади. Учебные помещения имеют боковое левостороннее естественное освещение. Искусственное освещение люминесцентное. В кабинетах над классными досками установлены софиты. По результатам инструментальных исследований световой среды уровни искусственной освещенности на рабочих местах соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10.
Каждый из учащихся обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом и состоянием его зрения и слуха, что способствует сохранению и коррекции осанки детей. Столы расставлены в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся произведена цветовая маркировка столов и стульев.
При оборудовании кабинетов соблюдаются размеры проходов и расстояние между предметами оборудования. Установлена автоматическая противопожарная сигнализация. Кабинеты повышенной опасности и коридоры здания оснащены первичными средствами пожаротушения – огнетушителями, на каждом этаже размещаются планы эвакуации, пути эвакуации обозначены знаками движения, а запасные выходы светящимися табло «Выход».
ИНФОРМАЦИЯ
о средствах обучения и воспитания:
Средства образования включают в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения целей.
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник информации;
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Идеальные средства обучения | Материальные средства обучения |
1 уровень – на уроке: | |
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке. | Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО. |
2 уровень – учебный предмет: | |
Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету. | Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету). |
3 уровень – весь процесс обучения: | |
Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований. | Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения. |
Воспитание — часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание, так или иначе, присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.
В самом широком смысле воспитание, как его трактует психологическая наука, есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация, т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.
Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.
Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.
Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:
Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.
Выделяют:
Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.
В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.
Гимназия имеет 50 учебных кабинетов, два спортивных зала, актовый зал (оборудован звуковой и световой аппаратурой, занавесом, театральным конструктором), музей истории школы, тир, библиотека, столовая (обновлены мебель и оборудование), две мастерские и кабинет обслуживающего труда, медицинский кабинет и процедурный кабинет, тренажерный зал. В учебных кабинетах школьная мебель соответствует возрастным ростовым нормам.
Летом 2015 года произведен текущий ремонт всех кабинетов, ремонт малого спортивного зала, вставлены новые окна во всех рекреациях гимназии , реконструировано крыльцо для въезда инвалидов-колясочников.